Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №109 комбинированного вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Рекомендации логопеда

 

 

Речь и движение

                                                                                             автор:Кималова Екатерина Инверовна

    Речь – это такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть скоординированны в работе.

    И.М. Сеченов писал, что «… всякое ощущение по природе смешанное… К нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими».

    Учеными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевыхзон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики. Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности. Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от движения к речи, с успехом реализует такое направление, как фонетическая ритмика (сочетание речи с движением). Это направление сочетает в себе три компонента – эмоциональный, двигательный, речевой – и использует механизм их функционального единства.

     Одной из важнейших характеристик речи является ее темп и ритм. Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению.

Соединение речи с движением способствует развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляторной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений.

     Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, смазанyость, нечеткость звукопроизношения, заикание.

     Таким образом, регулярное использование игровых упражнений на основе соединения речи с движением показывает, что:

- у детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляторная моторика и координация движений;

- улучшается фонематический слух;

- нормализуется речевое дыхание;

- формируется умение изменять силу и высоту голоса;

- улучшается ритмико-интонационная сторона речи;

- уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;

- повышается речевая активность детей.

Следует помнить, что упражнения  на координацию речи с движением можно включать в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, логоритмические занятия и т.д.

·         Артикуляторная сказка (Т.С. Овчинникова)

Движения выполняются в сопровождении спокойной музыки.

                          ТЕРЕМОК

В лесу стоит маленький домик, настоящий теремок

Надуть щеки

Этот домик очень красивый, с черепичной красной крышей и большой кирпичной трубой.

«Хоботок» – вытянуть губы вперед и вращать ими.

В доме есть три маленьких круглых окошечка со ставнями.

«Окошко» - приоткрыть верхние и нижние зубы.

И большая дверь.  А стены дома были очень, очень красивые.

«Оскал» - показать зубы в улыбке.

«Покрасить стенки» - кончиком языка погладить внутреннюю часть щеки.

Но вдруг подул сильный ветер. Стены дома стали шататься вправо-влево…

Поочередно надувать щеки.

Зашатался и пол в домике вперед-назад, вперед –назад..

Двигать челюстью.

Дверь то открывалась, то закрывалась.

Открывать и закрывать рот.

 

Даже труба на крыше закачалась.

«Хоботок»

Вдруг дом рухнул и рассыпался…

«Худышка» - втянуть щеки.

Прибежала мышка, которая жила в этом домике, увидела, что случилось и огорчилась.

Нижними зубами закусить верхнюю губу.

Даже слова сказать не смогла от горя. Прискакала лягушка-подружка и говорит.

Верхними зубами закусить нижнюю губу.

«Ква-ква, пойдем, мышка, в мой домик жить!»

Широко открыть рот

Обрадовалась мышка, улыбнулась и побежала за лягушкой.

«Улыбка»

 

·         Пальчиковая гимнастика. (Кималова Е.И)

Стоит в поле теремок.

Пальцы обеих рук соединить в крышу, ладони напряжены.

Он не низок, не высок.

Две ладони опускаются вниз, затем поднимаются вверх.

На дверях висит замок.

Две ладони соединить, ладони напряжены (дверь), затем сделать «Замок».

Как-бы нам открыть замок

С силой пытаться рассоединить руки.

И войти в теремок.

Указательным  и средним пальцами (обеих рук) пройти по столу.

Ключик мы подберем

Левая ладонь напряжена, пальцы вместе («дверь»), правой - «ключом» (собрать три пальца  вместе большой, средний и указательный ) открываем дверь

В теремочек все войдем.

«Пошагать» пальцами по столу.

 

·         Покажи стишок руками (С. Баруздин)

Это ежик.

Соединить большие пальцы рук, остальные пальцы скрестить и поднять – «Ежик».

Он без ножек?

Ладонями постучать по коленям.

Ножки просто не видны.

Покачать ладонями влево-вправо.

Он шагает без дорожек

Шагаем на месте.

От березки до сосны.

Показать левой рукой влево, правой – в право.

Ну а там его нора.

Поднять руки вверх и соединить – «нора»

Ежику поспать пора.

«Ежик», затем ладони соединить и положить под щечку.

 

·         Упражнение на координацию речи и движения (Нищева. Н)

«Зимние забавы»

Мы бежим с тобой на лыжах,

Дети «скользя» идут по залу («ходят на лыжах»)

Снег холодный лыжи лижет

«Скользят», делая поочередно ногами по полу полукруг.

А потом – на коньках,

Руки за спиной («бегут на коньках»)

Но упали мы. Ах!

Приседают.

А потом снежки лепили,

Показывают, как лепят снежки (сверху то одна рука, то другая).

А потом снежки катили,

Катят воображаемый комок.

А потом без сил упали

И домой мы побежали.

Приседают.

Бегут по кругу.

 

 

·         Фонопедическое упражнение «Морозята» по методу В. Емельянова

Выли морозята вместе с метелью.

Дети произносят «у-у-у», делая glissando вверх и вниз.

Надували щеки и дули холодным ветром.

Продолжительно равномерно выдыхают на звук [ф ]

Протирали звезды снежным полотенцем, чтобы они лучше сияли.

Произносят короткие звуки [а ] в разных регистрах.

Катались на снежных тучах.

Делают glissando с высокого звука к низкому на гласную [о ]

Громко кричали в заснеженных горах, чтобы посмотреть, как сходят вниз лавины.

Произносят «ба-бах!»: 1-й слог в самом низком регистре, 2-ой – в самом- высоком.

Раскачивали деревья, которые на морозе скрипели.

Произносят скрипучий звук [а ] на связках – штро-басс.

Землю засыпали снегом.

Произносят «п-п-п-п», коротко и активно выдыхая.

Наметали снег в  большие сугробы.

Усиливают звук и уменьшают, пропевая на одном выдохе гласные [а], [о], [ы], [э].

 

 

Использование изобразительной деятельности
в работе с детьми с нарушениями речи

Учитель-логопед: Глушкова С.Н.

 

      Использование изобразительной деятельности с целью развития речи встречалось крайне редко. Между тем любая деятельность, я считаю, в том числе и изобразительная, благоприятна для развития речи. Особенно это касается детей с общим недоразвитием речи, деятельность с бумагой, ножницами, глиной, красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. По-моему этим определяется ее связь с коррекционным обучением.

      Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всестороннего развития и воспитания дошкольника с общим недоразвитием речи велико и многогранно. Изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.

      Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям.

      И так как речь формируется в деятельности, то наряду с игровой деятельностью, большое значение в развитии речи имеет и изодеятельность. Сенсорно-перцептивные возможности изодеятельности позволяют использовать ее в развивающей работе. Ребенок  рисует руками. Он учится справляться своими ручками с кисточкой, карандашом, мелком и другими инструментами для рисования. В результате, развивается его слаженная и умелая работа пальчиков и ладоней ( мелкая моторика). А это одновременно влияет сразу на несколько направлений развития человека:

Развивается мозг в целом, а также ряд мозговых центров;

Ускоряется развитие речи ребенка;

Развивается воображение и фантазия;

Развивается способность к творчеству

      Занятие по изодеятельности с детьми– это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, активного и пассивного словаря. На занятиях по ИЗО мы знакомим детей с названиями предметов, действий, которые они производят с предметами, учим различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.

      В изобразительной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности. Удивительно и то, что при занятиях рисованию у ребенка развиваются не только творческие способности, но и , одновременно, способность мыслить логически, просчитывать, планировать. Рисование также полезно детям для разгрузки, снижения эмоционального и психологического напряжения.  

      Таким образом, можно утверждать, что рисование  - это естественный способ развития детей. Естественный – это значит , что для развития ребенка вам не нужно придумывать ничего особенного, достаточно иметь под рукой то, чем и на чем рисовать , а желание рисовать уже заложено в каждом ребенке самой природой. Нам, взрослым, надо лишь направить и поддержать детей в этом занятии.

      И тут Вы спросите: « Как же я буду заниматься со своим ребенком, если сам не умею рисовать?»  Для  этого мной была разработаны удобные и эффективные приемы по обучению детей поэтапному рисованию  с использованием стихов.  

 

МЫШКА ( рисунок 1 )

1. Мышку  просто рисовать, если полкружочка взять,

2. Впереди – глаз, усы и нос,

3. Дальше - ушки, лапы, хвост.

 

ДОМ (рисунок 2)

1. Я рисую дом,                                 

2. Два окошка в нем

3. Крышу – треугольник, рисую не спеша,

4. Вышла крыша хороша!

 

КОТИК (рисунок 3)

1.  Нарисуем два шара – целый шар и полшара.

2. А теперь смотри, что рисую я внутри:

            Два кружочка, треугольник, три полоски,

            Три черты: с левой, правой стороны.

3. Сверху ушки уголки, снизу лапочки – кружки,

            И пушистый хвостик – получился котик – Рыженький животик!

 

      Изобразительная деятельность – благодатная почва для реализации активности, ведь человек усваивает 10% из того, что слышит, 50 из того, что видит, 90% из того, что делает. Изодеятельность позволяет развивать творческие возможности ребенка. Дети получают знания, умения, навыки, учатся познавать мир и осознавать себя и свое место в нем. Рисование дает возможность маленькому человеку свободно выражать свои эмоции, мысли и ощущения. Рисуя, малыш получает радость и удовольствие. А радостный и удовлетворенный ребенок растет счастливым и уравновешенным человеком .

 


 

 

Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста.

Учитель-логопед:   Глушкова Cветлана Николаевна.

 

      В последние годы значительно возросло количество детей, сталкивающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Одна из самых актуальных проблем - это нарушение письма - ДИСГРАФИЯ.

      Письмо является "базовым" навыком, т.е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе и не только по русскому языку. Процесс овладения навыком письма очень сложен и включает в себя полноценное и своевременное формирование коры головного мозга, органов слуха и зрения, артикуляции, общей и мелкой моторики.

      Оптическая дисграфия характеризуется нарушением формирования зрительного образа буквы, слова. Причины, приводящие к оптической дисграфии, могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе письма, запаздыванием созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования. Так же нарушение письма может быть связано с длительными соматическими заболеваниями детей в ранний период их развития и неблагоприятными внешними факторами: неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка.

      Как известно, любое заболевание легче предупредить, чем лечить, поэтому особое внимание обращается на ранее выявление и раннюю коррекционную помощь, которую необходимо проводить еще до начала школьного обучения. Ведь самый благоприятный период для развития и коррекции - это именно дошкольный возраст, когда по мере овладения речью формируется психика ребенка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические способности.

Для профилактики оптической дисграфии можно использовать различные игры и упражнения.

      Эти игры и упражнения можно использовать для игр дома и в детском саду. Игры и упражнения для развития зрительного гнозиса ( предметный гнозис)

      В две первые игры можно играть с ребенком с 4 лет. Они помогут дошкольнику научиться ориентироваться сначала на образе знакомых предметов и объектов (животных, растений и др), а затем и на образах более сложных и абстрактных для восприятия - букв.

1. СТРАННЫЙ ХУДОЖНИК

В игре используются карточки с нелепыми изображениями (составленными из двух предметов) дети должны угадать что или кого хотел нарисовать странный художник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Я – ХУДОЖНИК!

В игре используются карточки с недорисованными изображениями предметов, с пунктирными изображениями. Взрослый предлагает узнать какой предмет не дорисовал художник, а затем дорисовать и раскрасить его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      В следующих двух упражнениях ребенку предлагается: поставить в букве точки, найти и раскрасить букву М. ( эти задания можно предлагать детям, которые уже знают образ букв).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      В этом упражнении нужно обвести в кружок все буквы М. (аналогичные задания могут быть предложены и с другими буквами, знакомыми ребенку). Упражнение помогает развить внимание ребенка, а так же умение находить нужную букву среди других по памяти или по образцу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Календарь развития мышления и речи
у ребёнка в возрасте от 1 года и до 6 лет

 

      С помощью составленного в виде графика календаря развития мышления и речи, Вы сможете самостоятельно оценить, соответствует ли развитие мышления и речи Вашего ребёнка тем стандартам, которые предъявляются к детям от 1 года и до 6 лет.

График нормативных показателей развития мышления и речи у ребёнка в возрасте от года и до 6 лет

 

                                                            Нормативные показатели развития мышлени и речи по мере взросления ребёнка

      1.
Говорит 3 новых слова дополнительно к словам "мама"и "папа"
      2. Произносит подряд 2 слова
 
      3. По просьбе укажет пальцем на одну из частей лица или тела
      4. Называет одну картинку из пяти *
      5. Выполняет просьбы типа **
      6. Употребляет слова во множественном числе
      7. Знает свои имя и фамилию
      8. Умеет отвечать на вопросы типа: *** 
      9. Понимает значение предлогов" на, под, перед, сзади, к"
      10. Называет 3 основных цвета из 4-х ****
      11. Умеет подобрать антонимы(2 из 3-х спрашиваемых) *****
      12. Даёт определение словам(6-ти из 9-ти) ****** 
      13. Знает из чего изготовлены разные предметы(3 из 5-ти) *******

      (возраст в годах)

 

Примечания:
*
человека,кота,собаки,лошади и птицы

**
"положи на стол", "встань на стульчик"

***
"Что ты будешь делать, если тебе холодно?"(устал, голоден...)

****
красный, жёлтый, зелёный, синий

*****
Огонь-горячий, лёд-...?; Конь-большой, мышь -...?; мама-женщина, папа -...?

******
Что такое мячик?; бассейн?; стол?; дом?; банан?; потолок ?; чайник?; тротуар?; барьер?
Оценка за ответ на этот вопрос засчитывается, если ребёнок может также сказать к какой группе относится данный предмет, как используется, какой формы, из какого материала (например: банан-фрукт, желтый, длинный, его едят).

******* ложка, обувь, хлеб, дом, дверь.

 

      Каждый из закрашенных прямоугольников соответствует нормативному возрастному интервалу, в течение которого появляется новая нормативная способность ребёнка, обозначенная текстом соответствующего порядкового номера.

      При работе с календарём развития мысленно проведите вертикальную линию в точке, соответствующей возрасту Вашего ребенка. Проверьте, с какими из прямоугольников пересечётся данная линия. Эти прямоугольники, а также и те, которые находятся слева от линии, и будут определять те нормативные способности (согласно перечню), которыми должен обладать Ваш ребёнок в его возрасте. Вам остаётся сверить это с фактическим состоянием его развития.

      Если большая часть навыков ребёнком усвоена, можно сделать вывод, что мышление и речь Вашего ребёнка развиваются нормально. Если же большая часть нормативных способностей ребёнком ещё не усвоена, то может идти речь об отставании в развитии в той или иной степени.

      В том же случае, когда Вашим ребёнком наряду с нормативными требованиями к его возрасту, также усвоена и большая часть других нормативов, соответствующих более старшему возрасту, то это означает, что он опережает своих сверстников в развитии мышления и речи по большинству показателей.

      Если задержка (или опережение) происходит частично и только по одному или двум показателям, тогда может идти речь о негармоничном развитии ребёнка.

      В тех же случаях, когда с помощью календаря развития мышления и речи родители ребёнка нашли какие-либо отклонения от нормативов, необходимо обратиться за помощью к детскому психологу для своевременной и эффективной коррекции этих нарушений.

 


 

 

По материалам статьи Ларисы Таратиной
«Трудная буква»

журнал «Мой ребенок»


    Дислалия — нарушение звукопроизношения.

      Ребенок либо не может произнести звук, либо смело заменяет один звук другим. Прежде всего надо уточнять сколько лет малышу. Ведь функциональная или возрастная дислалия — вещь вполне естественная.

Важно знать что является нормой для того или иного возраста.

Возраст ребенка

 Звуки, появившиеся в речи

  1 год — 1,5 года   б, т, к, ч
  1,5 года –2 года   л,ф, в, ть, дь, нь, ль, чь, х
  2 года — 2 года 6 мес.   сь, зь, нь, бь, мь, т, д, н
  2 года 7 мес. — 3 года 5 мес.   фь, вь, с, з, хь, л
  3,5 года — 3 года 8 мес.   ч, щ
  4 года — 4 года 6 мес.   ш, ж, рь, р

      До трех лет ставить хромающие звуки рано, но необходимо готовить ребенка, его артикуляционный аппарат к правильному произношению, речи.

     Артикуляционной гимнастикой можно и нужно заниматься с двух лет. Начните, например, с объяснений: «Чтобы научиться правильно и красиво говорить, нужно четко произносить звуки. А чтобы правильно произносить звуки, надо знать как это делается. Как ты думаешь, чем мы говорим? Откуда слышаться звуки? Правильно, изо рта. То есть мы произносим звуки с помощью всего, что есть у нас во рту. Это губы, зубы, язык. Язычок, пожалуй, больше всего трудится над образованием звуков, так как он самый подвижный. И т.д.»

     Не забывайте показывать все, о чем рассказываете малышу.

 

Материал подобран учителем-логопедом

Тельновой Любовью Евгеньевной

Дата последнего обновления страницы 29.06.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»